Рабочая УЧЕБНАЯ программа
По специальностям: «Педиатрия», «Онкология и гематология детская», «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
Название цикла: «Клиническая педиатрия с вопросами гематологии».
Общее количество часов: 108ч.
Вид обучения: Повышение квалификации.
Лекции: 12 часов.
Семинарские занятия: 12 часов.
Практические занятия: 48 часов.
Самостоятельная работа слушателя: 36 часов.
Алматы, 2018
Рабочая учебная программа составлена на основании Типовой учебной программы повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, утвержденной приказом Министра здравоохранения РК №165 от 14 апреля 2017 года по специальностям «Педиатрия», «Онкология и гематология детская».
Рабочая учебная программа составлена главным специалистом отдела науки и последипломного образования к.м.н. Базарбаевой А.А., специалистом отдела науки и последипломного образования Киялбековой Ж.А.
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Учебного Совета Научного центра педиатрии и детской хирургии
протокол № 3 от 11 мая 2018 г.
Пояснительная записка
Педиатрия – эта одна из интенсивно развивающихся разделов медицины. От уровня подготовленности врача-педиатра во многом зависит здоровье, физическое, умственное развитие ребенка, его будущее.
Проблема последипломной подготовки врача — педиатра по основам клинической гематологии всегда являлась очень важной и необходимой во всем мире. Значимость ее в последнее время ещё больше увеличилась и обусловлена появлением новых факторов современной жизни, изменением состояния здоровья детского населения, где имеет тенденция к росту различных гематологических заболеваний, особенности и атипизм их клинического течения; увеличение общего количества детей с болезнями крови за счет процента выживаемости. Также в последние годы в детской гематологии значительно расширился арсенал средств терапии ранее неизлечимых заболеваний. Принципиально изменилась тактика лечения больных с онкогематологическими заболеваниями. Использование протокольного лечения больных с ранее смертельными заболеваниями привели к тому, что более 70% детей с аплазиями кроветворения, гемобластозами выздоравливают и возвращаются к активной жизни. Поэтому обучение основам клинической гематологии врачей - педиатров различных звеньев лечебно - профилактических учреждений, является необходимостью, с целью обеспечения ранней диагностики болезней крови у детей, повышения эффективности диспансерного наблюдения и профилактики этой патологии.
Для врачей, работающих в системе первичной медико-социальной помощи, дополнительное образование позволит пополнить свои знания в области клинической гематологии детского возраста, использовать их в повседневной работе, а также быть в курсе последних достижений в этой области.
Цель дисциплины:
Дальнейшее совершенствование теоретических знаний, практических навыков и изучение актуальных проблем гематологических заболеваний детского возраста, направленной в целом на профессиональный рост специалиста, использование и внедрение новых технологий в лечении и профилактике данных нозологий. Приобретение и усовершенствование профессиональных навыков, новых теоретических знаний, освоение вопросов организации гематологической помощи в Казахстане, знакомство с мировым опытом.
Задачи дисциплины:
- Обеспечить врачей-слушателей теоретическими знаниями об этиопатогенезе, диагностике и лечении гематологических заболеваний детского возраста;
- Овладение основными методами диагностики и дифференциальной диагностики гематологической патологии в детском возрасте;
Методы обучения и преподавания:
- лекции: лекция-дискуссия
- практические занятия: работа в малых группах, обсуждение в группе, работа с больными под контролем преподавателя, участие в беседе врачей и медперсонала с больными, творческие самостоятельные задания под руководством преподавателя
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
повышения квалификации: «Клиническая педиатрия с вопросами гематологии»
№ п/п |
Темы занятий |
Количество учебных часов |
ИТОГО |
|
|||
лекции |
семинар |
Практика |
СРС |
Форма контроля
|
|||
1 |
Дифференциальный диагноз желтух новорожденных. |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
2 |
Хронические гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
3 |
Мукополисахаридозы у детей |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
4 |
Муковисцидоз у детей |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
5 |
ВПС у детей. Критические ВПС у детей. |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
6 |
Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки. |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
7 |
Гемостаз. Свертывающая и противосвертывающая системы |
1 |
- |
1 |
- |
2 |
|
8 |
Морфофункциональная характеристика клеток костного мозга и форменных элементов периферической крови. |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
|
9 |
Апластические анемии у детей. |
1 |
4 |
3 |
8 |
||
10 |
Гемолитические анемии у детей. |
1 |
- |
4 |
3 |
8 |
|
11 |
Лейкозы у детей. |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
12 |
Болезнь Гоше у детей |
1 |
- |
1 |
3 |
5 |
|
13 |
Первичные иммунодефициты у детей |
1 |
2 |
- |
3 |
|
|
14 |
Гистиоцитозы у детей |
1 |
- |
2 |
3 |
6 |
|
15 |
Гемофилии. |
- |
1 |
2 |
- |
3 |
|
16 |
Геморрагический васкулит (ГВ). |
- |
1 |
1 |
3 |
5 |
|
17 |
Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (ИТП). |
1 |
- |
2 |
- |
3 |
|
|
Всего |
12 |
12 |
48 |
36 |
108 |
зачет |
Тематический план лекций
№ |
Наименование лекций |
Краткое содержание |
Часы |
1 |
Дифференциальный диагноз желтух новорожденных. |
Дифференциальная диагностика желтух. Билирубиновый обмен, особенности у новорожденных. Классификация желтух. Физиологические и патологические желтухи. Коньюгационные желтухи. Гемолитические желтухи. Гемолитическая болезнь новорожденного. Паренхиматозный (врожденный гепатит). Механичееские желтухи. |
1 |
2 |
Хронические гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки |
Хронические гастриты, гастродуодениты. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Классификация. Критерии диагностики, Принципы лечения. |
1 |
3 |
1. Мукополисахаридозы у детей |
Этиопатогенез, классификация, диагностика, ранние клинические проявления. Маршрут пациента и алгоритм ранней диагностики. |
1 |
4 |
2. Муковисцидоз у детей. |
Этиопатогенез, классификация, ранняя диагностика и дифференциальная диагностика. Основные клинические проявления различных форм муковисцидоза. |
1 |
5 |
ВПС у детей. Критические ВПС у детей. |
Причины и классификация ВПС. Фазы течения ВПС. Клинические проявления и осложнения ВПС. Лечение. |
1 |
6 |
Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки. |
Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, диагностические критерии, лечение и прогноз |
1 |
7 |
Гемостаз. Свертывающая и противосвертывающая системы |
Гемостаз. Показатели в норме. Интерпретация анализов. |
1 |
8 |
Гемолитические анемии у детей. |
Классификация. Диагностика. Клиника. Лечение. Диспансерное наблюдение. |
1 |
9 |
Лейкозы у детей. |
Острые лейкозы (ОЛ). Классификации ОЛ, диагностика, клиника. Хронический миелолейкоз, клиника и лабораторная диагностика. |
1 |
10 |
Болезнь Гоше у детей |
Этиопатогенез, классификация, диагностика, клинические проявления. Маршрут пациента и алгоритм ранней диагностики. Этиопатогенез, классификация, диагностика, клинические проявления. Маршрут пациента и алгоритм ранней диагностики. |
1 |
11 |
Гистиоцитозы у детей |
Классификация. Патогенез. Клинические проявления, группы риска,диагностика, дифдиагностика, осложнения и современные протоколы терапии. |
1 |
12 |
Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (ИТП). |
Классификация, этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика. Основные принципы терапии острых, хронических и рефрактерных форм ИТП. Показания к спленэктомии. |
1 |
|
Итого |
12 |
Тематический план семинаров
№ |
Наименование семинаров |
Краткое содержание |
Часы |
1 |
Дифференциальный диагноз желтух новорожденных. |
Билирубиновый обмен, особенности у новорожденных. Классификация желтух. Физиологические и патологические желтухи. Коньюгационные желтухи. Гемолитические желтухи. Гемолитическая болезнь новорожденного. Паренхиматозный (врожденный гепатит). Механичееские желтухи. |
1 |
2 |
Хронические гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки |
Хронические гастриты, гастродуодениты. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Классификация. Критерии диагностики, Принципы лечения. |
1 |
3 |
Мукополисахаридозы у детей |
Этиопатогенез, классификация, диагностика, ранние клинические проявления. Маршрут пациента и алгоритм ранней диагностики. |
1 |
4 |
Муковисцидозы у детей |
Этиопатогенез, классификация, ранняя диагностика и дифференциальная диагностика. Основные клинические проявления различных форм муковисцидоза. |
1 |
5 |
ВПС у детей. Критические ВПС у детей. |
Причины и классификация ВПС. Фазы течения ВПС. Клинические проявления и осложнения ВПС. Лечение. |
1 |
6 |
Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки. |
Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, диагностические критерии, лечение и прогноз. Диспансерное наблюдение. |
1 |
7 |
Морфофункциональная характеристика клеток костного мозга и форменных элементов периферической крови. |
Эритро- , лейко- и тромбоцитопоэз, морфология, кинетика и основные функции. Возрастные особенности показателей периферической крови у здоровых детей. |
1 |
8 |
Апластические анемии у детей. |
Приобретенные и врожденные апластические анемии у детей (АА). Этиология, патогенез, диагностика, клиника. Алгоритм программного лечения приобретенной АА. |
1 |
9 |
Лейкозы у детей. |
Острые и хронические лейкозы. Современная классификация по иммунофенотипическому варианту. Клиническая картина. Современная полихимиотерапия. |
1 |
10 |
ПИДы у детей |
Классификация ПИДов. ПИДы с поражением гуморальго звена иммунитета, с поражением клеточного звена иммунитета, комбинированные иммунодефициты, синдромальные. |
1 |
11 |
Гемофилии. |
Деформирующий остеоартроз. Осложнения гемофилии, ингибиторные формы, вторичный ревматоидный синдром др. |
1 |
12 |
Геморрагический васкулит (ГВ). |
Этиология, патогенез, патоморфология, классификация и течение геморрагического васкулита у детей. Основные синдромы. Лабораторная диагностика ГВ. |
1 |
13 |
Неревматические кардиты |
Миокардиты у детей. Инфекционный септический эндокардит. Кардиомиопатии. Перикардиты у детей. Пролапс митрального клапана |
1 |
|
3. Итого |
12 |
Тематический план практических занятий
№ |
Наименование практических занятий |
Краткое содержание |
Часы |
1 |
Дифференциальный диагноз желтух новорожденных. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
2 |
Хронические гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
2 |
3 |
Мукополисахаридозы у детей |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
2 |
4 |
Муковисцидозы у детей |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
5 |
ВПС у детей. Критические ВПС у детей. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
6 |
Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
7 |
Гемостаз. Свертывающая и противосвертывающая системы |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
2 |
8 |
Морфофункциональная характеристика клеток костного мозга и форменных элементов периферической крови. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
2 |
9 |
Апластические анемии у детей. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
10 |
Гемолитические анемии у детей. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
11 |
Лейкозы у детей. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
12 |
Болезнь Гоше у детей |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
13 |
Первичные иммунодефициты у детей |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
14 |
Гистиоцитозы у детей |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
15 |
Гемофилии. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
|
16 |
Геморрагический васкулит (ГВ). |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
|
17 |
Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (ИТП). |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
|
|
Итого |
48 |
Задания/формы самостоятельной работы слушателя
№ |
Задания/формы проведения СРР |
1 |
Работа в отделениях, лаборатории клинической базы, курация больных |
2 |
Участие на консилиумах, консультациях больных. |
3 |
Участие в научных и практических конференциях |
4 |
Дежурства по стационару. Ведение кураторского листа. |
5 |
Работа в классах, оснащенных муляжами, фантомами, манекенами-симуляторами |
6 |
Работа в научной библиотеке и в Интернете |
7 |
Подгтовка презентации, таблиц. |
8 |
Подготовка рефератов и докладов |
9 |
Подготовка ситуационных задач с обоснованием ответов |
10 |
Комплексная интерпретация результатов б/х исследований, ОАК и мочи. |
11 |
Работа по пропаганде здорового образа жизни среди больных |
12 |
Общая продолжительность самостоятельной работы слушателя – 36 ч |
Методы оценки знаний.
Для определения уровня знаний, умений и навыков слушателей, а также для контроля за ходом усвоения учебного материала будет проводиться итоговый контроль знаний с использованием современных методов измерения. Итоговый контроль: зачет в виде тестовых заданий и устного собеседования после каждого раздела.
Текущий и/или рубежный контроль: наблюдение за работой слушателей в клинике, анализ клинических записей врача, тестирование и устный опрос, решение ситуационных задач. Критерии знаний определяются оценками балльно-рейтинговой буквенной системы:
Оценка знаний
Буквенная система оценки учебных достижений слушателей, соответствующая цифровому эквиваленту
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент баллов |
Процентное содержание |
Баллы |
Оценка по традиционной системе |
A |
4 |
95-100 |
95-100 |
отлично |
A- |
3,67 |
90-94 |
90-94 |
|
B+ |
3,33 |
86-89 |
86-89 |
хорошо |
B |
3,0 |
80-85 |
80-85 |
|
B- |
2,67 |
75-79 |
75-79 |
|
C+ |
2,33 |
70-74 |
70-74 |
удовлетворительно |
C |
2,0 |
65-69 |
65-69 |
|
C- |
1,67 |
60-64 |
60-64 |
|
Д+ |
1,33 |
55-59 |
55-59 |
|
Д |
1,0 |
50-54 |
50-54 |
|
F |
0 |
0-49 |
0-49 |
неудовлетворительно |
Рекомендуемая литература:
Основная:
- Баранов А.А. Педиатрия. Клинические рекомендации. Москва, 2009г., 272-289с.
- Самсыгина Г.А., Демина В.Ф. «Лекции по педиатрии». Том 1,2. Москва, 2004г.
- Румянцев А.Г., Самочатова Е.В. Гематология/онкология детского возраста. -М.: Медпрактика, 2004. 791 с.
- Баркаган З.С Геморрагические заболевания и синдромы. М: Медицина, 1989
- Папаян А.В., Жукова Л.Ю. Анемии у детей, Руководство для врачей, Санкт-Петербург, 2001. 382 с,
Дополнительная:
- Масчан А.А. Лечение апластических анемий у детей: автореф. д.м.н:.-М., 1998. 50 с.
- Избранные лекции по педиатрии. Под ред. Баранова А.А., Шиляева P.P., Каганова Б.С, Москва, 2005г., 635с.
- Аюпова С.Х. Клиническая педиатрия. 2 тома. Алматы.
- Воробьев П.А. Анемический синдром в клинической практике. Москва. 2001. 165 с
- Козловская Л.В., Николаев А.Ю. Учебное пособие по клиническим лабораторным методам исследования. Москва. 1984. 287 с.
- Гусева С.А., Вознюк В.П. Болезни системы крови. Справочник. Москва. 2004. 487с
- Омарова К.О., Ташенова Г.Т., Абдилова Г.К. Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура у детей. Алматы. 2006. 157 с.
- Омарова К.О., Базарбаева А.А., и др. Диспансеризация детей с острыми лейкозами в период ремиссии. Методические рекомендации. Алматы, 2009.
- Омарова К.О., Базарбаева А.А., Железодефицитные анемии у детей. Методические рекомендации. Алматы, 2009
Учебная и клиническая база: Отдел постдипломного образования располагается в НЦПДХ. Имеются лекционные залы, учебные комнаты, ассистентская, симуляционный кабинет. Отдел имеет 5 компьютера, оборудованный класс мультимедийного обучения. В учебном процессе используются электронные варианты лекций с презентацией всех материалов в программе POWER POINT.
Клиническая база НЦПДХ: отделение кардиоревматологии, отделение функциональной диагностики, лучевой диагностики, клинико-диагностической лаборатории, в том числе: иммунологическая, молекулярно-генетическая, иммуногистохимическая, лаборатория гемостаза. Имеет высокотехнологическое оборудование для диагностики и лечения ревматологических больных, в том числе: компьютерный томограф, магнитно-резонансный томограф, ультразвуковые и эндоскопические аппараты последнего поколения, радиоизотопная лаборатория. Морфологическая лаборатория оснащена современным диагностическим оборудованием с применением таких методов исследования, как иммуногистохимия, электронный микроскоп и др.