Рабочая УЧЕБНАЯ программа

По специальностям: «Педиатрия», «Неонатология», «Анестезиология и реанимация».

Название цикла: «Ведение маловесных новорожденных».

Общее количество часов: 54ч.
Вид обучения: Повышение квалификации.

Лекции: 6 часов.

Семинарские занятия: 12 часов.

Практические занятия: 18 часов.

Самостоятельная работа слушателя: 18 часов.

 

Алматы, 2018

 

Рабочая учебная программа составлена на основании Типовой учебной программы повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, утвержденной приказом Министра здравоохранения РК №165 от 14 апреля 2017 года по специальности "Неонатология" и "Анестезиология и реаниматология".

         Рабочая учебная программа составлена заведующей отделением неонатологии и хирургии новорожденных НЦПДХ, д.м.н. Качуриной Д.Р., заведующей отделением анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии новорожденных, к.м.н. Бердияровой Г.С.

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании ученого совета НЦПДХ.

_3 от «11» __мая__ 2018 г.                

 

Пояснительная записка

Актуальность: Высокая частота повреждений незрелых внутренних органов и систем организма маловесных к сроку гестации детей в постнатальном периоде способствует формированию хронической патологии и нарушению нейрокогнитивного развития, внося немалый вклад в мировую проблему роста неинфекционных заболеваний и программируя будущее здоровье населения. Основной задачей современного реформирования системы здравоохранения как в Казахстане, так и во всем мире является поиск наиболее эффективного и экономического пути оказания медицинской помощи, повышение значимости поликлинического звена, а также направление основных усилий на профилактические мероприятия.  

Цель: Углубленное изучение и расширение знаний по нормальной и патологической

     физиологии маловесных детей, принципы оказания медицинской помощи и профилактики

     осложнений, улучшения качества жизни.

    

   Задачи изучения дисциплины:

  • обучить основным принципам лечебно-охранительного режима в неонатологии;
  • овладеть техникой составления программы респираторной поддержки, парентерального питания, расчета калоража.
  • обучить основным критериям диагностики, терапии и выхаживания маловесных новорожденных с заболеваниями перинатального периода.
  • обучить принципам организации медицинской помощи маловесным детям в постнеонатальном периоде и стратегиям улучшения перинатальной помощи.

Методы подготовки:                                                                       

  • обеспечить принципы лечебно-охранительного режима маловесным детям.
  • оценить состояние маловесных при разных сроках гестации, выявлять и проводить адекватное лечение патологических состояний, уметь правильно организовать перевод новорожденных в профильные специализированные отделения;
  • выявлять факторы риска среди маловесных детей по развитию бронхолегочной патологии, нарушения слуха, ретинопатии, остеопении и анемии;
  • владеть современными принципами классификации, диагностики, терапии и профилактики заболеваний перинатального периода.

 

 

Учебно-тематический план по циклу повышения квалификации:

«Выхаживание маловесных новорожденных»

пп

 

Наименование дисциплин, темы

 

 

 

 

Лекции

Семинары

Практика

 

Итого

 

 

Форма

контроля

СРС

1

Организации работы отделения по выхаживанию недоношенных новорожденных. Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у недоношенных детей и дискинезии ЖКТ. Нутритивное обеспечение при критических состояниях. Расчет калоража и парентерального питания недоношенным детям.

1

2

3

3

9

 

2

Некротический энтероколит у недоношенных детей.

Перинатальное поражение ЦНС. Диагностика, классификация, клиника,терапия,

1

2

3

3

9

 

3

Респираторная терапия: показания для проведения инвазивной и неинвазивной ИВЛ у маловесных детей. Режимы и параметры ИВЛ. Уход за новорожденными на ИВЛ. Осложнения.

Бронхолегочная дисплазия: факторы риска, классификация, диагностика, принципы терапии, профилактика.

1

2

3

3

9

 

4

Нарушения слуха у недоношенных и маловесных детей. Ретинопатия недоношенных, профилактика, диагностика и коррекция

1

2

3

3

9

 

5

Остеопения у недоношенных и маловесных детей. Анемия у недоношенных новорожденных. Принципы организации                                                         помощи недоношенным детям                                                         в постнеонатальном периоде.     Кабинет катамнеза.                                                            

1

2

3

3

9

 

6

Обеспечение энтерального питания маловесных и недоношенных детей. Грудное вскармливание. Энтеральные продукты предназначенные для вскармливания недоношенных детей.

1

2

3

3

9

 
 

Итого

6

12

18

18

54

зачет

 

  Тематический план лекций

 

п/п

Наименование тем лекций.

Краткое содержание

Кол-во часов

1

Организации работы отделения по выхаживанию недоношенных новорожденных. Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у недоношенных детей и дискинезии ЖКТ.

Нутритивное обеспечение при критических состояниях. Расчет каллоража и парентерального питания недоношенным детям.

Принципы организации работы отделения патологии   новорожденных. Персонал, оборудование, оснащение, принципы медицинского обслуживания. Организация работы ПИТа   родильного отделения, отделения реанимации новорожденных. Принципы работы инфекционного контроля, микробиологический мониторинг. Профилактика внутрибольничных инфекций. АФО маловесных детей. Составление программы парентерального питания и расчет каллоража.

1

2

Некротический энтероколит у недоношенных детей.

Перинатальное поражение ЦНС. Диагностика, классификация, клиника, терапия, реабилитационная программа.

Некротический энтероколит, этиопатогенез, классификация, клиника. Выбор терапии.

Асфиксия новорожденного. Церебральная ишемия. Сочетанные ишемические и геморрагические повреждения нервной системы. Неонатальные судороги. Механизмы развития, клиника, принципы диагностики   и лечения. Реабилитация. Клинический протокол.

1

3

Респираторная терапия: показания для проведения инвазивной и неинвазивной ИВЛ у маловесных детей. Режимы и параметры ИВЛ. Уход за новорожденными на ИВЛ. Осложнения.

Бронхолегочная дисплазия: факторы риска, классификация, диагностика, принципы терапии, профилактика.

Виды респираторной терапии. Коррекция параметров ИВЛ. Показания для интубации и экстубации. Техника проведения неинвазивной вентиляции. Уход за пациентами на ИВЛ. Осложнения.

Бронхолегочная дисплазия. Особенности клинических проявлений у недоношенных, факторы риска, патогенез, клиника, диагностика и лечение.

1

4

Нарушения слуха у недоношенных и маловесных детей. Ретинопатия недоношенных, профилактика, диагностика и методы терапии.

Принципы организации                                                         помощи недоношенным детям                                                         в постнеонатальном периоде.   Кабинет катамнеза.

Факторы риска развития нарушений слуха. Аудиометрия новорожденных. Ретинопатия - диагностика, классификации и методы терапии. Профилактика ретинопатии. Нейрокогнитивное развитие маловесных и недоношенных детей.

1

5

Остеопения у недоношенных и маловесных детей. Анемия у недоношенных новорожденных.

Остеопения у недоношенных - факторы риска, терапия, методы профилактики. Анемия новорожденных. Определение. Классификация. Гемолитическая анемия. Анемии вследствии нарушенного гемопоэза. Особенности течения анемии недоношенных. Показания к   гемотрансфузии. Применение   эритропоэтина.

1

6

Обеспечение энтерального питания маловесных и недоношенных детей. Грудное вскармливание. Энтеральные продукты предназначенные для вскармливания недоношенных детей.

Преимущества грудного вскармливания. Энтеральные продукты, предназначенные для вскармливания недоношенных детей. Основные подходы к вскармливанию недоношенных. Оценка эффективности вскармливания недоношенных детей; последствия дефицита питания в неонатальном периоде для недоношенных детей.

1

 

Итого

 

6

       

    Тематический план практических занятий

№ п/п

Наименование тем практических занятий.

Краткое содержание

Кол-во часов

1

Организация работы отделения по выхаживанию недоношенных новорожденных. АФО ЖКТ маловесных и недоношенных детей. Диагностика и терапия дискинезии ЖКТ у маловесных и недоношенных детей. Расчет каллоража и парентерального питания недоношенным детям.

Вопросы организации работы отделения патологии   новорожденных. Организация   работы ПИТа родильного отделения, отделения реанимации новорожденных. Служба инфекционного контроля в неонатологии, микробиологический мониторинг. Профилактика внутрибольничных инфекций. АФО маловесных детей, диагностика и терапия дискинезии ЖКТ. Составление программы парентерального питания и расчет каллоража.

3

2

Некротический энтероколит у недоношенных детей.

Перинатальное поражение ЦНС. Диагностика, классификация, клиника, терапия, реабилитационная программа.

Ведение детей с клиникой НЭК: антибактериальная терапия, энтеральное и парентеральное питание, инфузионная терапия. Асфиксия. Церебральная ишемия. Неонатальные судороги. Механизмы развития, клиника, принципы диагностики и лечения. Реабилитация. Клинический протокол.

3

3

Респираторная терапия: показания для проведения инвазивной и неинвазивной ИВЛ у маловесных детей. Режимы и параметры ИВЛ. Уход за новорожденными на ИВЛ. Осложнения.

Бронхолегочная дисплазия: факторы риска, классификация, диагностика, принципы терапии, профилактика.

Выбор режимов и параметров при разных формах ДН у маловесных детей. Мониторинг респираторной терапии. Организация ухода за пациентами.

Ведение детей с бронхолегочной дисплазией. Особенности клинических проявлений у недоношенных, факторы риска, патогенез, клиника, диагностика и лечение.

3

4

Нарушения слуха у недоношенных и маловесных детей. Ретинопатия недоношенных, профилактика, диагностика и методы терапии.

Алгоритм диагностики нарушений слуха.   Проведение аудиометрии. Ретинопатия, диагностика, классификации и методы терапии. Профилактика ретинопатии. Нейрокогнитивное развитие маловесных и недоношенных детей.

3

5

Остеопения у недоношенных и маловесных детей. Анемия у недоношенных новорожденных.

Принципы организации                                                         помощи недоношенным детям                                                         в постнеонатальном периоде.   Кабинет катамнеза.

Диагностика и ведение детей с остеодистрофией. Особенности профилактики остеопении у недоношенных новорожденных. Анемия новорожденных. Определение. Классификация. Особенности течения анемии недоношенных. Показания к гемотрансфузии. Применение эритропоэтина. Организация помощи недоношенным в постнеонатальном периоде.

3

6

Обеспечение энтерального питания маловесных и недоношенных новорожденных. Грудное вскармливание. Энтеральные продукты предназначенные для вскармливания недоношенных детей.

Основные подходы к питанию новорожденных и недоношенных детей.   Показания к энтеральному питанию; противопоказания к началу энтерального питания. Организация грудного вскармливания в отделениях интенсивной терапии, отделения выхаживания недоношенных новорожденных. Техника постановки зонда в желудок, осложнения. Расчет питания калорийным методом. Расчет объема суточного и разового объема кормления в зависимости от массы тела ребенка и перинатальной патологии (НЭК, ВПР ЖКТ).

3

 

Итого

 

18

                  

Тематический план семинарских занятий

 

№ п/п

Наименование тем семинарских занятий.

Краткое содержание

Кол-во часов

1

Функциональные особенности органов и системы у маловесных и недоношенных новорожденных. Выбор тактики ведения при разных степенях морфофункциональной незрелости. Составление программы парентерального питания.

Оценка степени морфофункциональной незрелости.   Клинико-лабораторный анализ выявления функциональных особенностей у новорожденных при разных сроках гестации. Составление программы парентерального питания у маловесных детей при разных патологиях.

2

2

Некротический энтероколит у недоношенных детей.

Перинатальное поражение ЦНС. Диагностика, классификация, клиника, терапия, реабилитационная программа.

Основные пути профилактики развития некротического энтероколита у недоношенных детей, дифференциальная диагностика, ведение больных. Ведение новорожденных с асфиксией. Церебральная ишемия. Неонатальные судороги. Дифференциальная диагностика, лечения. Реабилитация. Клинический протокол

2

3

Респираторная терапия: показания для проведения инвазивной и неинвазивной ИВЛ у маловесных детей. Организация ухода за новорожденными на ИВЛ. Осложнения.

Бронхолегочная дисплазия: факторы риска, классификация, диагностика, принципы терапии, профилактика.

Определение тактики респираторной терапии, выбор режимов. Коррекция параметров ИВЛ и оценка респираторной терапии. Особенности ухода за пациентами получающим респираторную терапию.

Дифференциальная диагностика БЛД. Терапия, в том числе ингаляционная. Методы профилактики развития БЛД.

2

4

Нарушения слуха у недоношенных и маловесных детей. Ретинопатия недоношенных, профилактика, диагностика и методы терапии. Принципы организации                                                      помощи недоношенным детям                                                         в постнеонатальном периоде.   Кабинет катамнеза.

Диагностика нарушений слуха. Аудиометрия новорожденных. Тактика ведения. Ретинопатия - диагностика, классификации и методы терапии. Профилактика ретинопатии и нарушений слуха в новорожденных. Нейрокогнитивное развитие маловесных и недоношенных детей.

2

5

Остеопения у недоношеннных и маловесных детей. Анемия у недоношенных новорожденных.

Остеопения у недоношенных и маловесных детей. Анемия недоношенных. Дифференциальная диагностика, выбор тактики.

2

6

Техника энтерального питания маловесных и недоношенных новорожденных.

Определение тактики вскармливания у недоношенных детей в зависимости от массы тела при рождении, у детей с некротическим энтероколитом, с ВПР ЖКТ в послеоперационном периоде. Методы вскармливания через зонд («минимальное трофическое», порционное, титрование)

2

 

Итого

 

12

 

Самостоятельная работа слушателей

 

п/п

Наименование тем .

                   Виды СРС

Кол-во часов

1

Изучение механизмов обеспечения профилактики ВБИ. Составление программы парентерального питания.

Дежурство в палатах интенсивной терапии .                                                                                                                                                                                                                                                              

3

2

Изучение принципов   диагностики и терапии на разных этапах клинического проявления НЭК у недоношенных.

Работа в отделении интенсивной терапии                        

3

3

Правила эксплуатации аппаратов ИВЛ и НВВЛ. Мониторинг за пациентами на ИВЛ. Коррекция параметров. Изучение терапевтической тактики ведения новорожденных с БЛД. Оксигенотерапия, ингаляционная терапия.

Работа в отделении реанимации и интенсивной       терапии          

3

4

Изучение основных рисков формирования нейрокогнитивных нарушений у маловесных и недоношенных новорожденных и пути их снижения при проведении интенсивной терапии.

Работа в отделении реанимации и интенсивной     терапии.          

3

5

Изучение принципов лечебно-охранительного режима, обеспечение их в клинической практике.

Совместная работа в отделении реанимации.

3

6

Выбор компонентов энтерального питания, расчет. Мониторинг.

Работа в группах.

3

 

Итого

 

18

Методы обучения и преподавания: форма проведения лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций. Проведения семинаров: игровые технологии обучения (деловая игра, ролевые игры), методы клинического обучения (презентация пациента, обсуждение клинических случаев).

Проведение практических занятий: разбор ситуационных задач, обучение проведению различных медицинских манипуляций.

                                                          

Форма итогового контроля на циклах повышения квалификации: билеты с ситуационными задачами.

Балльно - буквенная рейтинговая система

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

%-ное содержание

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно

 

                                                     Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Неонатология - Национальное руководство / Под ред. акад. Н.Н. Володина М. «ГЭОТАР-Медиа» 2007. -  848
  2. Р.Рооз, О.Генцель-Боровичени,Г. Прокитте. Неонатология .Практические рекомендации Пер. с нем.— М.: Медицинская литература, 2011.— 295с.
  3. Mhairi G/MacDonald, Martha D. Mullet – Neonatology, 8th Edition, 2015, 1707 p.
  4. Александрович Ю.С., Пшениснов К.В. – Интенсивная терапия новорожденных. – СПб., 2015г. – 671 с.
  5. Александрович Ю.С., Пшениснов К.В. - Современные приниципы респираторной поддержки в неонатологии. - Спб., 2015г. - 650 с.
  6. Курносов Ю.В., Мерзлова Н.Б., Винокурова Л.Н. Результаты отдаленных наблюдений за состоянием здоровья глубоконедоношенных детей. Детская больница 2013;2: 3-5.
  7. Сахарова Е.С., Кешишян Е.С. Принципы организации помощи недоношенным детям в постнеонатальном периоде. Рос вестн перинатол и педиатр 2014; 59 (1): 40-46
  8. Основы ухода за новорожденным и грудное вскармливание // Учебный семинар Европейского бюро ВОЗ. - Женева, 2002. - 173 с.
  9. Клинические протокола по неонатологии 2014-2017года, утвержденные приказами МЗ РК.
  10. Barber C. Educational Perspectives:Changes in The Neonatal Resuscitation Program Neo-Reviews // NeoReviews, 2015. - №7. р. е. 449-53.
  11. The International Liason Committee on Resuscitation. The International Liaison Committee on Resuscitation Consensus on Science With Treatment Recommendations for Pediatric and Neonatal Patients: Pediatric Basic and Advanced Life Support. Pediatrics 2006. – Vol.117. p.e. 955-77.

Дополнительная:

  1. Володин Н.Н., Мухина Ю.Г., Гераськина В.П., Чубарова А.И. Вскармливание недоношенных детей: Учебное пособие. – И., 2002
  2. Малышев В.Д.-Кислотно-основное состояние и водно-электролитный баланс в интенсивной терапии.-Москва,«Медицина», 2005г. –228 с.
  3. .Джумабеков Т.А.- Интенсивная терапия острой дыхательной недостаточности у новорожденных (учебно-методическое пособие) – Алматы, 2010г.-90с.
  4. Журнал Интенсивная терапия, организация неонатологической помощи http://icjcorp.ru/neonatology.html
  5. Руководство по неонатальной реанимации http://cuuoqp.fo.ru/
  6. Журнал “Resuscitation” http://www.resuscitationjournal.com/
  7. http://www.cochrane.org.ru
  8. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/PubMed
  9. http://www.mwsearch.com

     Учебная и клиническая база: Отдел постдипломного образования располагается в НЦПДХ. Имеются лекционные залы, учебные комнаты, ассистентская, симуляционный кабинет. Отдел имеет 5 компьютера, оборудованный класс мультимедийного обучения. В учебном процессе используются электронные варианты лекций с презентацией всех материалов в программе POWER POINT.

Клиническая база НЦПДХ: отделение кардиоревматологии, отделение функциональной диагностики, лучевой диагностики, клинико-диагностической лаборатории, в том числе: иммунологическая, молекулярно-генетическая, иммуногистохимическая, лаборатория гемостаза. Имеет высокотехнологическое оборудование для диагностики и лечения ревматологических больных, в том числе: компьютерный томограф, магнитно-резонансный томограф, ультразвуковые и эндоскопические аппараты последнего поколения, радиоизотопная лаборатория. Морфологическая лаборатория оснащена современным диагностическим оборудованием с применением таких методов исследования, как иммуногистохимия, электронный микроскоп и др.