Рабочая УЧЕБНАЯ программа
По специальности: «Педиатрия». «Кардиология детская», «Ревматология детская», «Общая врачебная практика (семейная медицина)".
Название цикла: «Клиническая педиатрия с вопросами кардиоревматологии».
Общее количество часов: 108ч.
Вид обучения: Повышение квалификации.
Лекции: 11 часов.
Семинарские занятия: 13 часов.
Практические занятия: 48 часов.
Самостоятельная работа слушателя: 36 часов.
Алматы, 2018
Рабочая учебная программа составлена на основании Типовой учебной программы повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, утвержденной приказом Министра здравоохранения РК №165 от 14 апреля 2017 года по специальностям «Педиатрия», «Кардиология детская», «Ревматология детская».
Рабочая учебная программа разработана д.м.н. Ишуовой П.К., д.м.н.Майтбасовой Р.С., специалистом отдела науки и последипломного образования Киялбековой Ж.А.
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Учебного Совета Научного центра педиатрии и детской хирургии
протокол № 3 от 11 мая 2018 г.
Пояснительная записка
Педиатрия – эта одна из интенсивно развивающихся разделов медицины. От уровня подготовленности врача-педиатра во многом зависит здоровье, физическое, умственное развитие ребенка, его будущее.
Проблема последипломной подготовки врачей детских ревматологов, детских кардиологов, педиатров является важной и необходимой. Значимость ее в последнее время ещё больше увеличилась и обусловлена появлением новых факторов современной жизни, изменением состояния здоровья детского населения, где имеет тенденция к росту различных кардиоревматологических заболеваний, особенности и атипизм их клинического течения. Также в последние годы в детской кардиоревматологии значительно расширился арсенал средств терапии ранее неизлечимых заболеваний. Цель преподавания цикла - дальнейшее совершенствование теоретических знаний и практических навыков по отдельным разделам функциональной диагностике сердечно-сосудистой системы в детском возрасте
Для врачей дополнительное образование позволит пополнить свои знания в области клинической ревматологии детского возраста, использовать их в повседневной работе, а также быть в курсе последних достижений в этой области.
Цель дисциплины:
Дальнейшее совершенствование теоретических знаний, практических навыков и изучение актуальных проблем заболеваний соединительной ткани детского возраста, направленной в целом на профессиональный рост специалиста, использование и внедрение новых технологий в лечении и профилактике данных нозологий.
Задачи дисциплины:
- Обеспечить врачей-слушателей теоретическими знаниями об этиопатогенезе, диагностике и лечении кардиоревматологических заболеваний детского возраста;
- Овладение основными методами диагностики и дифференциальной диагностики кардиоревматологической патологии в детском возрасте;
Методы обучения и преподавания:
- лекции: лекция-дискуссия
- практические занятия: работа в малых группах, обсуждение в группе, работа с больными под контролем преподавателя, участие в беседе врачей и медперсонала с больными, творческие самостоятельные задания под руководством преподавателя
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
повышения квалификации: «Клиническая педиатрия с вопросами кардиоревматологии»
№ п/п |
Темы занятий |
Количество учебных часов |
ИТОГО |
||||
лекции |
семинар |
Практика |
СРС |
Форма контроля |
|||
1 |
Дифференциальный диагноз желтух новорожденных. |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
2 |
Расстройства питания у детей. |
1 |
1 |
2 |
3 |
7 |
|
3 |
Рахит. |
- |
1 |
2 |
3 |
6 |
|
4 |
Острые и хронические пневмонии у детей |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
5 |
Дифференциальная диагностика анемий. |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
6 |
Анализ гемограмм. |
- |
1 |
4 |
- |
5 |
|
7 |
Соединительная ткань. |
1 |
- |
2 |
- |
3 |
|
8 |
Методы исследования. |
- |
1 |
2 |
3 |
6 |
|
9 |
Ювенильный идиопатический артрит (ЮИА). |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
10 |
Реактивные артриты у детей. |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
11 |
Диффузные заболевания соединительной ткани: системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит, ювенильная склеродермия. |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
12 |
Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки. |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
13 |
Кардиомиопатия, клинические варианты, особенности лечения |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
14 |
Неревматические кардиты |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
|
|
Всего |
11 |
13 |
48 |
36 |
108 |
зачет |
Тематический план лекций
№ |
Наименование тем лекций |
Краткое содержание |
Часы |
1 |
Дифференциальный диагноз желтух новорожденных. |
Дифференциальная диагностика желтух. Билирубиновый обмен, особенности у новорожденных. Классификация желтух. Физиологические и патологические желтухи. Коньюгационные желтухи. Гемолитические желтухи. Гемолитическая болезнь новорожденного. Паренхиматозный (врожденный гепатит). Механичееские желтухи. |
1 |
2 |
Расстройства питания у детей. |
Расстройства питания (гипотрофии, паратрофии). Понятие. Классификация. Этиология. Гипотрофия. Паротрофия. Гипостатура. Гипосомия. |
1 |
3 |
1. Дифференциальная диагностика анемий. |
Дифференциально-диагностические критерии железодефицитных, постгеморрагических, сидеропенических, мегалобластных, симптоматических анемий, анемии недоношенных. |
1 |
4 |
2. Острые и хронические пневмонии у детей |
Современная классификация пневмонии,диагностика и лечение, реабилитация, профилактика. Плевриты, классификация, этиология, клиника, диагностика и лечение, реабилитация, профилактика |
1 |
5 |
Соединительная ткань. |
Строение, функции, метаболизм соединительной ткани, анатомия и функция суставов в норме. |
1 |
6 |
Ювенильный идиопатический артрит (ЮИА). |
Современные взгляды на этиологию и патогенез ЮИА. Клинические проявления, варианты течения, внесуставные проявления. Принципы терапии. |
1 |
7 |
Реактивные артриты у детей. |
Распространенность. Первичные заболевания, сопровождающиеся реактивным артритом. Классификация. Особенности клинических проявлений. Диагностика. Принципы терапии. |
1 |
8 |
Диффузные заболевания соединительной ткани: системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит, ювенильная склеродермия. |
Этиопатогенез. Клиника, диагностические критерии. Дифференциальный диагноз. Течение и исходы. Лечение |
1 |
9 |
Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки. |
Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, диагностические критерии, лечение и прогноз |
1 |
10 |
Кардиомиопатия, клинические варианты, особенности лечения |
Классификация кардиомиопатия (ВОЗ,1996). Специфические КМП. Идиопатические КМП. Неклассифицируемые КМП. Патофизиологическая классификация КМП (ВОЗ,1995)-дилатационная, гипертрофическая, рестриктивная, паритмогенная правожелудочковая. Клинические рекомендации. |
1 |
11 |
Неревматические кардиты |
Миокардиты у детей. Инфекционный септический эндокардит. Кардиомиопатии. Перикардиты у детей. Пролапс митрального клапана |
1 |
|
Итого |
11 |
Тематический план семинаров
№ |
Наименование тем семинаров |
Краткое содержание |
Часы |
1 |
Дифференциальный диагноз желтух новорожденных. |
Разбор билирубинового обмена, особенности у новорожденных. Разбор физиологических и патологических желтух. Коньюгационные желтухи. Гемолитические желтухи. Гемолитическая болезнь новорожденного. Паренхиматозный (врожденный гепатит). Механичееские желтухи. |
1 |
2 |
Расстройства питания у детей. |
Разбор расстройства питания (гипотрофии, паратрофии). Гипотрофия. Паротрофия. Гипостатура. Гипосомия. |
1 |
3 |
Рахит. |
Рахит. Патогенез, классификация, клиника, дифференциальный диагноз с рахитоподобными заболеваниями, лабораторная диагностика, лечение, антенатальная и постнатальная профилактика. |
1 |
4 |
Острые и хронические пневмонии у детей |
Современная классификация пневмонии,диагностика и лечение, реабилитация, профилактика. Плевриты, классификация, этиология, клиника, диагностика и лечение, реабилитация, профилактика. |
1 |
5 |
Дифференциальная диагностика анемий |
Дифференциально-диагностические критерии железодефицитных, постгеморрагических, сидеропенических, мегалобластных, симптоматических анемий, анемии недоношенных. |
1 |
6 |
Анализ гемограмм. |
Показатели развернутого анализа крови в норме. Интерпретация при патологии. Показатели в анализаторе, расшифровка. |
1 |
7 |
Методы исследования. |
Клинические и функциональные методы исследования, используемые в диагностике основных заболеваний костно-суставной системы |
1 |
8 |
Ювенильный идиопатический артрит (ЮИА). |
Современные взгляды на этиологию и патогенез ЮИА. Клинические проявления, варианты течения, внесуставные проявления. Принципы терапии. |
1 |
9 |
Реактивные артриты у детей. |
Этиология и патогенез. Распространенность. Первичные заболевания, сопровождающиеся реактивным артритом. Классификация. Особенности клинических проявлений. Диагностика. Принципы терапии. |
1 |
10 |
Диффузные заболевания соединительной ткани: системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит, ювенильная склеродермия. |
Этиопатогенез. Клиника, диагностические критерии. Дифференциальный диагноз. Течение и исходы. Лечение |
1 |
11 |
Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки. |
Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, диагностические критерии, лечение и прогноз |
1 |
12 |
Кардиомиопатия, клинические варианты, особенности лечения |
Классификация кардиомиопатии (ВОЗ,1996). Специфические КМП. Идиопатические КМП. Неклассифицируемые КМП. Патофизиологическая классификация КМП (ВОЗ,1995) - дилатационная, гипертрофическая, рестриктивная, паритмогенная правожелудочковая. Клинические рекомендации. |
1 |
13 |
Неревматические кардиты |
Миокардиты у детей. Инфекционный септический эндокардит. Кардиомиопатии. Перикардиты у детей. Пролапс митрального клапана |
1 |
|
3. Итого |
13 |
Тематический план практических занятий
№ |
Наименование тем практических занятий |
Краткое содержание |
Часы |
1 |
4. Дифференциальный диагноз желтух новорожденных. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
2 |
Расстройства питания у детей. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
2 |
3 |
Рахит |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
2 |
4 |
5. Дифференциальная диагностика анемий. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
5 |
6. Острые и хронические пневмонии у детей |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
6 |
Анализ гемограмм. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
7 |
Соединительная ткань. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
2 |
8 |
Методы исследования. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
2 |
9 |
Ювенильный идиопатический артрит (ЮИА). |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
10 |
Реактивные артриты у детей. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
11 |
Диффузные заболевания соединительной ткани: 12системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит, ювенильная склеродермия. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
12 |
Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки. |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
13 |
Кардиомиопатия, клинические варианты, особенности лечения |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
14 |
Неревматические кардиты |
Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах. |
4 |
|
Итого |
48 |
Задания/формы самостоятельной работы слушателя
№ |
Задания/формы проведения СРР |
1 |
Работа в отделениях, лаборатории клинической базы, курация больных |
2 |
Участие на консилиумах, консультациях больных. |
3 |
Участие в научных и практических конференциях |
4 |
Дежурства по стационару. Ведение кураторского листа. |
5 |
Работа в классах, оснащенных муляжами, фантомами, манекенами-симуляторами |
6 |
Работа в научной библиотеке и в Интернете |
7 |
Подгтовка презентации, таблиц. |
8 |
Подготовка рефератов и докладов |
9 |
Подготовка ситуационных задач с обоснованием ответов |
10 |
Комплексная интерпретация результатов б/х исследований, ОАК и мочи. |
11 |
Работа по пропаганде здорового образа жизни среди больных |
12 |
Общая продолжительность самостоятельной работы слушателя – 36 ч |
Методы оценки знаний.
Для определения уровня знаний, умений и навыков слушателей, а также для контроля за ходом усвоения учебного материала будет проводиться итоговый контроль знаний с использованием современных методов измерения. Итоговый контроль: зачет в виде тестовых заданий и устного собеседования после каждого раздела.
Текущий и/или рубежный контроль: наблюдение за работой слушателей в клинике, анализ клинических записей врача, тестирование и устный опрос, решение ситуационных задач. Критерии знаний на кафедре определяются оценками балльно-рейтинговой буквенной системы:
Оценка знаний
Буквенная система оценки учебных достижений слушателей, соответствующая цифровому эквиваленту
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент баллов |
Процентное содержание |
Баллы |
Оценка по традиционной системе |
A |
4 |
95-100 |
95-100 |
отлично |
A- |
3,67 |
90-94 |
90-94 |
|
B+ |
3,33 |
86-89 |
86-89 |
хорошо |
B |
3,0 |
80-85 |
80-85 |
|
B- |
2,67 |
75-79 |
75-79 |
|
C+ |
2,33 |
70-74 |
70-74 |
удовлетворительно |
C |
2,0 |
65-69 |
65-69 |
|
C- |
1,67 |
60-64 |
60-64 |
|
Д+ |
1,33 |
55-59 |
55-59 |
|
Д |
1,0 |
50-54 |
50-54 |
|
F |
0 |
0-49 |
0-49 |
неудовлетворительно |
Рекомендуемая литература:
Основная:
- Баранов А.А. Детская ревматология – клинические рекомендации для педиатров/ А.А.Баранов, Е.И. Алексеева. – М.: Союз педиатров, 2011. – С.112.
- Баранов А.А. Педиатрия. Клинические рекомендации. Пневмония у детей. Москва, 2009г., 272-289с.
- Самсыгина Г.А., Демина В.Ф. «Лекции по педиатрии». Том 2. Патология новорожденных и детей раннего возраста. Москва, 2004г., 440с.
- Школьникова МА, Алексеева ЕА, редакторы. Клинические рекомендации по детской кардиологии и ревматологии. Москва: ООО ≪М-Арт≫; 2011. 397 с.
- Robert M. Kliegman et. al. Juvenile dermatomyositis // Nelson textbook of pediatrics, nineteenth edition. — 2011. — Vol. 153.
- Tremoulet AH, Pancoast P, Franco A, et al. Calcineurin inhibitor treatment of intravenous immunoglobulin-resistant Kawasaki disease. J Pediatr. 2012 Sep;161(3):506- 512
Дополнительная:
- Мутафьян О.А.Кардиты у детей и подростков, Санкт- Петербург, 2006, 286 с.
- Jennette J.C., Falk R.J., Bacon P.A. et al. 2012 Revised international Chapel Hill consensus conference nomenclature of vasculitides. Arthritis Rheum 2013;65:1–11.
- K. Ishuova. CLINICAL FEATURES OF SYSTEMIC LUPUS ERYTHEMATOSUS WITH ANTIPHOSPHOLIPID SYNDROME IN CHILDREN, Annrheumdis-2015-eular.136
- Ишуова П.К., Майтбасова Р.С., Лим Л. Особенности клинического течения и исходов волчаночного нефрита у детей. Журнал «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», № 9 за 2015
- Nataraja A., Mukhtyar C., Hellmich B. et al. Outpatient assessment of systemic vasculitis. Best Pract Res Clin Rheumatol 2007;21:713–32.
- Silva de Souza A.W. Autoantibodies in systemic vasculitis. Front Immunol. 2015;6:184.
- Rao D.A., Wei K., Merola J.F. et al. Myeloperoxidase-antineutrophil Cytoplasmic Antibodies (MPO-ANCA) and Proteinase 3-ANCA without Immunofluorescent ANCA Found by Routine Clinical Testing. J Rheumatol 2015;42(5):847–52.
- Quartier P., Gherardi R.K. Juvenile dermatomyositis. Handb Clin Neurol. 2013; 113:1 457–63.
- Malattia C., Damasio M.B., Madeo A. et al. Whole-body MRI in the assessment of disease activity in juvenile dermatomyositis. Ann Rheum Dis. Published Online First: 1 May, 2013.
- Rowley AH, Baker SC, Shulman ST, et al. Ultrastructural, immunofluorescence, and RNA evidence support the hypothesis of a "new" virus associated with Kawasaki disease. J Infect Dis 2011;203:1021-30.
- Guidelines for diagnosis and management of cardiovascular sequelae in Kawasaki disease (JCS 2013). Digest version. JCS Joint Working GroupCirc J. 2014;78(10):2521- 62. Epub 2014 Sep 22
Учебная и клиническая база: Отдел постдипломного образования располагается в НЦПДХ. Имеются лекционные залы, учебные комнаты, ассистентская, симуляционный кабинет. Отдел имеет 5 компьютера, оборудованный класс мультимедийного обучения. В учебном процессе используются электронные варианты лекций с презентацией всех материалов в программе POWER POINT.
Клиническая база НЦПДХ: отделение кардиоревматологии, отделение функциональной диагностики, лучевой диагностики, клинико-диагностической лаборатории, в том числе: иммунологическая, молекулярно-генетическая, иммуногистохимическая, лаборатория гемостаза. Имеет высокотехнологическое оборудование для диагностики и лечения ревматологических больных, в том числе: компьютерный томограф, магнитно-резонансный томограф, ультразвуковые и эндоскопические аппараты последнего поколения, радиоизотопная лаборатория. Морфологическая лаборатория оснащена современным диагностическим оборудованием с применением таких методов исследования, как иммуногистохимия, электронный микроскоп и др.