There is no translation available.

Рабочая УЧЕБНАЯ программа

По специальности: «Педиатрия». «Кардиология детская», «Ревматология детская», «Общая врачебная практика (семейная медицина)".

Название цикла: «Клиническая педиатрия с вопросами кардиоревматологии».

Общее количество часов: 108ч.
Вид обучения: Повышение квалификации.

Лекции: 11 часов.

Семинарские занятия: 13 часов.

Практические занятия: 48 часов.

Самостоятельная работа слушателя: 36 часов.

 

                                                         Алматы, 2018

 

 Рабочая учебная программа составлена на основании Типовой учебной программы повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, утвержденной приказом Министра здравоохранения РК №165 от 14 апреля 2017 года по специальностям «Педиатрия», «Кардиология детская», «Ревматология детская».

Рабочая учебная программа разработана д.м.н. Ишуовой П.К., д.м.н.Майтбасовой Р.С., специалистом отдела науки и последипломного образования Киялбековой Ж.А.

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Учебного Совета Научного центра педиатрии и детской хирургии

протокол № 3 от 11 мая 2018 г.

 

Пояснительная записка

           Педиатрия – эта одна из интенсивно развивающихся разделов медицины. От уровня подготовленности врача-педиатра во многом зависит здоровье, физическое, умственное развитие ребенка, его будущее.

Проблема последипломной подготовки врачей детских ревматологов, детских кардиологов, педиатров является важной и необходимой. Значимость ее в последнее время ещё больше увеличилась и обусловлена появлением новых факторов современной жизни, изменением состояния здоровья детского населения, где имеет тенденция к росту различных кардиоревматологических заболеваний, особенности и атипизм их клинического течения. Также в последние годы в детской кардиоревматологии значительно расширился арсенал средств терапии ранее неиз­лечимых заболеваний. Цель преподавания цикла - дальнейшее совершенствование теоретических знаний и практических навыков по отдельным разделам функциональной диагностике сердечно-сосудистой системы в детском возрасте

Для врачей дополнительное образование позволит пополнить свои знания в области клинической ревматологии детского возраста, использовать их в повсе­дневной работе, а также быть в курсе последних достижений в этой области.

Цель дисциплины:

   Дальнейшее совершенствование теоретических знаний, практических навыков и изучение актуальных проблем заболеваний соединительной ткани детского возраста, направленной в целом на профессиональный рост специалиста, использование и внедрение новых технологий в лечении и профилактике данных нозологий.

Задачи дисциплины:

- Обеспечить врачей-слушателей теоретическими знаниями об этиопатогенезе, диагностике и лечении кардиоревматологических заболеваний детского возраста;

- Овладение основными методами диагностики и дифференциальной диагностики кардиоревматологической патологии в детском возрасте;

Методы обучения и преподавания:

- лекции: лекция-дискуссия

- практические занятия: работа в малых группах, обсуждение в группе, работа с больными под контролем преподавателя, участие в беседе врачей и медперсонала с больными, творческие самостоятельные задания под руководством преподавателя

                                  

                                       УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

повышения квалификации: «Клиническая педиатрия с вопросами кардиоревматологии»

 

п/п

 

 

Темы занятий

Количество учебных часов

ИТОГО

 

лекции

семинар

Практика

СРС

Форма

контроля

1

Дифференциальный диагноз желтух новорожденных.

1

1

4

3

9

 

2

Расстройства питания у детей.

1

1

2

3

7

 

3

Рахит.

-

1

2

3

6

 

4

Острые и хронические пневмонии у детей

1

1

4

3

9

 

5

Дифференциальная диагностика анемий.

1

1

4

3

9

 

6

Анализ гемограмм.

-

1

4

-

5

 

7

Соединительная ткань.

1

-

2

-

3

 

8

Методы исследования.

-

1

2

3

6

 

9

Ювенильный идиопатический артрит (ЮИА).

1

1

4

3

9

 

10

Реактивные артриты у детей.

1

1

4

3

9

 

11

Диффузные заболевания соединительной ткани: системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит, ювенильная склеродермия.

1

1

4

3

9

 

12

Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки.

1

1

4

3

9

 

13

Кардиомиопатия, клинические варианты, особенности лечения

1

1

4

3

9

 

14

Неревматические кардиты

1

1

4

3

9

 

 

Всего

11

13

48

36

108

зачет

                                    

                                                Тематический план лекций

Наименование тем лекций

Краткое содержание

Часы

1

Дифференциальный диагноз желтух новорожденных.

Дифференциальная диагностика желтух. Билирубиновый обмен, особенности у новорожденных. Классификация желтух. Физиологические и патологические желтухи. Коньюгационные желтухи. Гемолитические желтухи. Гемолитическая   болезнь новорожденного. Паренхиматозный (врожденный гепатит).   Механичееские желтухи.

1

2

Расстройства питания у детей.

Расстройства питания (гипотрофии, паратрофии). Понятие. Классификация. Этиология. Гипотрофия. Паротрофия. Гипостатура. Гипосомия.

1

3

1.      Дифференциальная диагностика анемий.

Дифференциально-диагностические критерии железодефицитных, постгеморрагических, сидеропенических, мегалобластных, симптоматических анемий, анемии недоношенных.

1

4

2.      Острые и хронические пневмонии у детей

Современная классификация пневмонии,диагностика и лечение, реабилитация, профилактика. Плевриты, классификация, этиология, клиника, диагностика и лечение, реабилитация, профилактика

1

5

Соединительная ткань.

Строение, функции, метаболизм соединительной ткани, анатомия и функция суставов в норме.

1

6

Ювенильный идиопатический артрит (ЮИА).

Современные взгляды на этиологию и патогенез ЮИА. Клинические проявления, варианты течения, внесуставные проявления. Принципы терапии.

1

7

Реактивные артриты у детей.

Распространенность. Первичные заболевания, сопровождающиеся реактивным артритом. Классификация. Особенности клинических проявлений. Диагностика. Принципы терапии.

1

8

Диффузные заболевания соединительной ткани: системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит, ювенильная склеродермия.

Этиопатогенез. Клиника, диагностические критерии. Дифференциальный диагноз. Течение и исходы. Лечение

1

9

Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки.

Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, диагностические критерии, лечение и прогноз

1

10

Кардиомиопатия, клинические варианты, особенности лечения

Классификация кардиомиопатия (ВОЗ,1996). Специфические КМП. Идиопатические КМП. Неклассифицируемые КМП. Патофизиологическая классификация КМП (ВОЗ,1995)-дилатационная, гипертрофическая, рестриктивная, паритмогенная правожелудочковая. Клинические рекомендации.

1

11

Неревматические кардиты

Миокардиты у детей. Инфекционный септический эндокардит. Кардиомиопатии. Перикардиты у детей. Пролапс митрального клапана

1

 

Итого

 

11

                                            

   Тематический план семинаров

Наименование тем семинаров

Краткое содержание

Часы

1

Дифференциальный диагноз желтух новорожденных.

Разбор билирубинового обмена, особенности у новорожденных. Разбор физиологических и патологических желтух. Коньюгационные желтухи. Гемолитические желтухи. Гемолитическая болезнь   новорожденного. Паренхиматозный (врожденный гепатит). Механичееские желтухи.

1

2

Расстройства питания у детей.

Разбор расстройства питания (гипотрофии, паратрофии). Гипотрофия. Паротрофия. Гипостатура. Гипосомия.

1

3

Рахит.

Рахит. Патогенез, классификация, клиника, дифференциальный диагноз с рахитоподобными заболеваниями, лабораторная диагностика, лечение, антенатальная и постнатальная профилактика.

1

4

Острые и хронические пневмонии у детей

Современная классификация пневмонии,диагностика и лечение, реабилитация, профилактика. Плевриты, классификация, этиология, клиника, диагностика и лечение, реабилитация, профилактика.

1

5

Дифференциальная диагностика анемий

Дифференциально-диагностические критерии железодефицитных, постгеморрагических, сидеропенических, мегалобластных, симптоматических анемий, анемии недоношенных.

1

6

Анализ гемограмм.

Показатели развернутого анализа крови в норме. Интерпретация при патологии. Показатели в анализаторе, расшифровка.

1

7

Методы исследования.

Клинические и функциональные методы исследования, используемые в диагностике основных заболеваний костно-суставной системы

1

8

Ювенильный идиопатический артрит (ЮИА).

Современные взгляды на этиологию и патогенез ЮИА. Клинические проявления, варианты течения, внесуставные проявления. Принципы терапии.

1

9

Реактивные артриты у детей.

Этиология и патогенез. Распространенность. Первичные заболевания, сопровождающиеся реактивным артритом. Классификация. Особенности клинических проявлений. Диагностика. Принципы терапии.

1

10

Диффузные заболевания соединительной ткани: системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит, ювенильная склеродермия.

Этиопатогенез. Клиника, диагностические критерии. Дифференциальный диагноз. Течение и исходы. Лечение

1

11

Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки.

Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, диагностические критерии, лечение и прогноз

1

12

Кардиомиопатия, клинические варианты, особенности лечения

Классификация кардиомиопатии (ВОЗ,1996). Специфические КМП. Идиопатические КМП. Неклассифицируемые КМП. Патофизиологическая классификация КМП (ВОЗ,1995) - дилатационная, гипертрофическая, рестриктивная, паритмогенная правожелудочковая. Клинические рекомендации.

1

13

Неревматические кардиты

Миокардиты у детей. Инфекционный септический эндокардит. Кардиомиопатии. Перикардиты у детей. Пролапс митрального клапана

1

 

3.      Итого

 

13

 

Тематический план практических занятий

Наименование тем практических занятий

Краткое содержание

Часы

1

4.      Дифференциальный диагноз желтух новорожденных.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

2

Расстройства питания у детей.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

2

3

Рахит

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

2

4

5.      Дифференциальная диагностика анемий.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

5

6.      Острые и хронические пневмонии у детей

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

6

Анализ гемограмм.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

7

Соединительная ткань.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

2

8

Методы исследования.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

2

9

Ювенильный идиопатический артрит (ЮИА).

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

10

Реактивные артриты у детей.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

11

Диффузные заболевания соединительной ткани: 12системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит, ювенильная склеродермия.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

12

Системные васкулиты у детей: синдром Такаясу (неспецифический аортаартериит), ювенильный полиартериит, болезнь Кавасаки.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

13

Кардиомиопатия, клинические варианты, особенности лечения

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

14

Неревматические кардиты

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

 

Итого

 

48

 

Задания/формы самостоятельной работы слушателя

 

Задания/формы проведения СРР

1

Работа в отделениях, лаборатории клинической базы, курация больных

2

Участие на консилиумах, консультациях больных.

3

Участие в научных и практических конференциях

4

Дежурства по стационару. Ведение кураторского листа.

5

Работа в классах, оснащенных муляжами, фантомами, манекенами-симуляторами

6

Работа в научной библиотеке и в Интернете

7

Подгтовка презентации, таблиц.

8

Подготовка рефератов и докладов

9

Подготовка   ситуационных задач с обоснованием ответов

10

Комплексная интерпретация результатов б/х исследований, ОАК и мочи.

11

Работа по пропаганде здорового образа жизни среди больных

12

Общая продолжительность самостоятельной работы слушателя – 36 ч

                                                    

                                             Методы оценки знаний.

     Для определения уровня знаний, умений и навыков слушателей, а также для контроля за ходом усвоения учебного материала будет проводиться итоговый контроль знаний с использованием современных методов измерения. Итоговый контроль: зачет в виде тестовых заданий и устного собеседования после каждого раздела.

   Текущий и/или рубежный контроль: наблюдение за работой слушателей в клинике, анализ клинических записей врача, тестирование и устный опрос, решение ситуационных задач. Критерии знаний на кафедре определяются оценками балльно-рейтинговой буквенной системы:

 

Оценка знаний

     Буквенная система оценки учебных достижений слушателей, соответствующая цифровому эквиваленту

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Баллы

Оценка по традиционной системе

A

4

95-100

95-100

отлично

A-

3,67

90-94

90-94

B+

3,33

86-89

86-89

хорошо

B

3,0

80-85

80-85

B-

2,67

75-79

75-79

C+

2,33

70-74

70-74

удовлетворительно

C

2,0

65-69

65-69

C-

1,67

60-64

60-64

Д+

1,33

55-59

55-59

Д

1,0

50-54

50-54

F

0

0-49

0-49

неудовлетворительно

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Баранов А.А. Детская ревматология – клинические рекомендации для педиатров/ А.А.Баранов, Е.И. Алексеева. – М.: Союз педиатров, 2011. – С.112.
  2. Баранов А.А. Педиатрия. Клинические рекомендации. Пневмония у детей. Москва, 2009г., 272-289с.
  3. Самсыгина Г.А., Демина В.Ф. «Лекции по педиатрии». Том 2. Патология новорожденных и детей раннего возраста. Москва, 2004г., 440с.
  4. Школьникова МА, Алексеева ЕА, редакторы. Клинические рекомендации по детской кардиологии и ревматологии. Москва: ООО ≪М-Арт≫; 2011. 397 с.
  5. Robert M. Kliegman et. al. Juvenile dermatomyositis // Nelson textbook of pediatrics, nineteenth edition. — 2011. — Vol. 153.
  6. Tremoulet AH, Pancoast P, Franco A, et al. Calcineurin inhibitor treatment of intravenous immunoglobulin-resistant Kawasaki disease. J Pediatr. 2012 Sep;161(3):506- 512

           Дополнительная:

  • Мутафьян О.А.Кардиты у детей и подростков, Санкт- Петербург, 2006, 286 с.
  • Jennette J.C., Falk R.J., Bacon P.A. et al. 2012 Revised international Chapel Hill consensus conference nomenclature of vasculitides. Arthritis Rheum 2013;65:1–11.
  • K. Ishuova. CLINICAL FEATURES OF SYSTEMIC LUPUS ERYTHEMATOSUS WITH ANTIPHOSPHOLIPID SYNDROME IN CHILDREN, Annrheumdis-2015-eular.136
  • Ишуова П.К., Майтбасова Р.С., Лим Л. Особенности клинического течения и исходов волчаночного нефрита у детей. Журнал «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», № 9 за 2015
  • Nataraja A., Mukhtyar C., Hellmich B. et al. Outpatient assessment of systemic vasculitis. Best Pract Res Clin Rheumatol 2007;21:713–32.
  • Silva de Souza A.W. Autoantibodies in systemic vasculitis. Front Immunol. 2015;6:184.
  • Rao D.A., Wei K., Merola J.F. et al. Myeloperoxidase-antineutrophil Cytoplasmic Antibodies (MPO-ANCA) and Proteinase 3-ANCA without Immunofluorescent ANCA Found by Routine Clinical Testing. J Rheumatol 2015;42(5):847–52.
  • Quartier P., Gherardi R.K. Juvenile dermatomyositis. Handb Clin Neurol. 2013; 113:1 457–63.
  • Malattia C., Damasio M.B., Madeo A. et al. Whole-body MRI in the assessment of disease activity in juvenile dermatomyositis. Ann Rheum Dis. Published Online First: 1 May, 2013.
  • Rowley AH, Baker SC, Shulman ST, et al. Ultrastructural, immunofluorescence, and RNA evidence support the hypothesis of a "new" virus associated with Kawasaki disease. J Infect Dis 2011;203:1021-30.
  • Guidelines for diagnosis and management of cardiovascular sequelae in Kawasaki disease (JCS 2013). Digest version. JCS Joint Working GroupCirc J. 2014;78(10):2521- 62. Epub 2014 Sep 22

Учебная и клиническая база: Отдел постдипломного образования располагается в НЦПДХ. Имеются лекционные залы, учебные комнаты, ассистентская, симуляционный кабинет. Отдел имеет 5 компьютера, оборудованный класс мультимедийного обучения. В учебном процессе используются электронные варианты лекций с презентацией всех материалов в программе POWER POINT.

Клиническая база НЦПДХ: отделение кардиоревматологии, отделение функциональной диагностики, лучевой диагностики, клинико-диагностической лаборатории, в том числе: иммунологическая, молекулярно-генетическая, иммуногистохимическая, лаборатория гемостаза. Имеет высокотехнологическое оборудование для диагностики и лечения ревматологических больных, в том числе: компьютерный томограф, магнитно-резонансный томограф, ультразвуковые и эндоскопические аппараты последнего поколения, радиоизотопная лаборатория. Морфологическая лаборатория оснащена современным диагностическим оборудованием с применением таких методов исследования, как иммуногистохимия, электронный микроскоп и др.