There is no translation available.

Рабочая УЧЕБНАЯ программа

По специальностям: «Онкология», «Педиатрия», «Онкология и гематология детская».

Название цикла: «Современные методы химиотаргетной терапии».

Общее количество часов: 108ч.
Вид обучения: Повышение квалификации.

Лекции: 12 часов.

Семинарские занятия: 12 часов.

Практические занятия: 48 часов.

Самостоятельная работа слушателя: 36 часов. Алматы, 2018

Рабочая учебная программа составлена на основании Типовой учебной программы повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, утвержденной приказом Министра здравоохранения РК №165 от 14 апреля 2017 года по специальности «Онкология и гематология детская».

Рабочая учебная программа главным специалистом отдела науки и последипломного образования к.м.н.Базарбаевой А.А., специалистом отдела науки и последипломного образования Киялбековой Ж.А., заведующим отделения онкологии №1 Жумадуллаевым Б.М., заведующей отделения онкологии №2 Нуржановой Г.А., заведующей отделения онкологии № Байзаковой Б.А.

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Учебного Совета Научного центра педиатрии и детской хирургии

Протокол №3 от 11 мая 2018 г.

  

 Пояснительная записка

       По аналогии с европейскими странами в Республике Казахстан с 2013 года объединились две специальности «детская онкология» и «детская гематология». Во всем мире основной стратегией терапии, как тяжелых заболеваний крови, так и других опухолей детского возраста является высокодозная полихимиотерапия, хирургическое лечение и лучевая терапия. Фундаментальные исследования в области молекулярной биологии, иммунологии, цитогенетики и эпигенетики опухолевой клетки позволили не только определить основные молекулярные пути злокачественной трансформации, но и модифицировать их с помощью таргетных препаратов. По мере расширения наших представлений о молекулярно-биологических основах онкогенеза расширяется спектр мишеней для таргетной терапии, блокирующей ангиогенез, сигнальные пути, потенциально онкогенные белки и ферменты. Действие препаратов таргетной терапии направлено не на разрушение клеток новообразование, а на подавление и угнетение их активности и способности к репликации. Роль и место таргетной терапии в лечении детей со злокачественными опухолями продолжают изучаться. Проводятся работы, определяющие побочные эффекты ТП у детей, анализируются результаты стандартных химиотерапевтических подходов и протоколов терапии с включением таргетных агентов. Настоящая рабочая учебная программа предназначена для послевузовского профессионального образования и переподготовки врача онколога/гематолога детского.

 

Цель дисциплины:

Детальное теоретическое и практическое изучение отдельных проблем онкологических и гематологических заболеваний детского возраста, направленной в целом на профессиональный рост специалиста, использование и внедрение новых технологий в лечении и профилактике данных нозологий.

 

Задачи дисциплины:

- Обеспечить врачей-слушателей теоретическими знаниями об этиопатогенезе, диагностике и современном лечении некоторых онкологических и гематологических заболеваний детского возраста;

- Овладение основными методами диагностики и дифференциальной диагностики некоторых онкологической и гематологической патологии в детском возрасте;

 

Методы обучения и преподавания:

- лекции: лекция-дискуссия

- практические занятия: работа в малых группах, обсуждение в группе, работа с больными под контролем преподавателя, участие в беседе врачей и медперсонала с больными, творческие самостоятельные задания под руководством преподавателя

                                

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

повышения квалификации:   «Современные методы химиотаргетной терапии».

 

 

 

 

 

Темы занятий

Количество учебных часов

ИТОГО

 

лекции

семинар

Практика

СРС

Форма

контроля

 

 

 

1

Солидные опухоли, классификация, диагностика, клиника.

1

-

4

3

9

 

2

Химиотаргетная терапия солидных опухолей.

1

2

4

3

10

 

3

Неходжкинские лимфомы, клиника, диагностика

1

-

4

3

9

 

4

Химиотаргетная терапия неходжкинских лимфом.

1

2

4

3

10

 

5

Опухоли ЦНС у детей, клиника, диагностика.

1

-

4

3

9

 

6

Химиотаргетная терапия опухолей ЦНС у детей.

1

2

4

3

10

 

7

Гепатоцеллюлярная карцинома, клиника, диагностика

1

-

4

3

9

 

8

Применение препарата сорафениб при лечении распространенной стадии опухолей печени

1

2

4

3

10

 

9

Нейробластома у детей, клиника, диагностика.

1

-

4

3

9

 

10

Таргетная иммунная терапия при лечении нейробластом группы высокого риска.

1

2

4

3

10

 

11

Лимфома Ходжкина, клиника, диагностика

1

-

4

3

9

 

12

Химиотаргетная терапия лимфомы Ходжкина.

1

2

4

3

10

 

 

Всего

12

12

48

36

108

зачет

                              

Тематический план лекций

Наименование тем лекций

Краткое содержание

Часы

1

Неходжкинские лимфомы (НХЛ), клиника, диагностика

Патогенез. Классификация неходжкинских лимфом. Симптомы неходжкинских лимфом
Диагностика неходжкинских лимфом
Стадирование.

1

2

Химиотаргетная терапия неходжкинских лимфом.

Современные протоколы полихимиотерапии. Химиоиммунотерапия. Применение препарата Ритуксимаб в протоколах терапии НХЛ.

1

3

Лимфома Ходжкина, клиника, диагностика

Патогенез, классификация, симптомы, стадии лимфомы Ходжкина. Прогноз.

1

4

Химиотаргетная терапия лимфомы Ходжкина.

Современные протоколы химиотерапии. Иммунотерапия препаратом ниволумаб.

1

5

Солидные опухоли, классификация, диагностика, клиника.

Эпидемиология. Этиология и патогенез. Структура детских опухолей. Классификация. Диагностика.

1

6

Химиотаргетная терапия солидных опухолей.

Современные протоколы химиотерапии. Способы применения. Противопоказания. Критерии эффекта по шкале ВОЗ при солидных опухолях. Применение таргетных препаратов.

1

7

Гепатоцеллюлярная карцинома, клиника, диагностика

Классификация. Причины. Симптомы. Диагностика. Дифференциальная диагностика.

1

8

Применение препарата сорафениб при лечении распространенной стадии опухолей печени

Современные протоколы химиотерапии. Способы применения препарата сорафениб

1

9

Нейробластома у детей, клиника, диагностика.

Патогенез, классификация, симптомы, стадии. Прогноз.

1

10

Таргетная иммунная терапия при лечении нейробластом группы высокого риска

Современная системная   противоопухолевая терапия. Эффективность динутиксимаб в лечении нейробластомы у детей

1

11

Опухоли ЦНС у детей, клиника, диагностика.

Классификация. Симптомы. Диагностика.

1

12

Химиотаргетная терапия опухолей ЦНС у детей.

Современные методы лечения. Химиотерапия препаратами: темозоламид (темодал), авастин, кармустин.

1

 

Итого

 

12

                                      

     Тематический план семинаров

Наименование тем семинаров

Краткое содержание

Часы

1

Химиотаргетная терапия неходжкинских лимфом.

Обсуждение лечения программной полихимиотерапии. Опыт применения препарат Ритуксимаб.

2

2

Химиотаргетная терапия лимфомы Ходжкина.

Обсуждение лечения современной программной полихимиотерапии. Применение препарата Ниволумаб.

2

3

Химиотаргетная терапия солидных опухолей.

Обсуждение современной программной полихимиотерапии. Включение иммунотерапии при солидных опухолях. Данные эффективности различных исследовательских групп.

2

4

Химиотаргетная терапия опухолей ЦНС у детей.

Обсуждение химиотаргетной терапии при лечении опухолей ЦНС, данные различных исследовательских групп.

2

5

Применение препарата сорафениб при лечении распространенной стадии опухолей печени

Обсуждение таргетной терапии и ее эффективности в исследовательских группах.

2

6

Таргетная иммунная терапия при лечении нейробластом группы высокого риска

Обсуждение лечения современной программной полихимиотерапии. Применение препарата динитуксимаб.

2

 

1.      Итого

 

12

Тематический план практических занятий

Наименование тем практических занятий

Краткое содержание

Часы

1

Неходжкинские лимфомы (НХЛ), клиника, диагностика

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

2

Химиотаргетная терапия неходжкинских лимфом.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

3

Лимфома Ходжкина, клиника, диагностика

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

4

Химиотаргетная терапия лимфомы Ходжкина.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

5

Солидные опухоли, классификация, диагностика, клиника.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

6

Химиотаргетная терапия солидных опухолей.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

7

Гепатоцеллюлярная карцинома, клиника, диагностика

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

8

Применение препарата сорафениб при лечении распространенной стадии опухолей печени

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

9

Нейробластома у детей, клиника, диагностика.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

10

Таргетная иммунная терапия при лечении нейробластом группы высокого риска

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

11

Опухоли ЦНС у детей, клиника, диагностика.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

12

Химиотаргетная терапия опухолей ЦНС у детей.

Работа в отделении. Курация больных. Работа с историями болезни больных. Участие в обсуждении больных, консилиумах.

4

 

Итого

 

48

 

Задания/формы самостоятельной работы слушателя

 

Задания/формы проведения СРР

1

Работа в отделениях, лаборатории клинической базы,   курация больных

2

Участие на консилиумах, консультациях больных.

3

Участие в научных и практических конференциях

4

Дежурства по стационару. Ведение кураторского листа.

5

Работа в классах, оснащенных муляжами, фантомами, манекенами-симуляторами

6

Работа в научной библиотеке и в Интернете

7

Подготовка презентации, таблиц.

8

Подготовка рефератов и докладов

9

Подготовка ситуационных задач с обоснованием ответов

10

Комплексная интерпретация результатов б/х исследований, ОАК и мочи.

11

Работа по пропаганде здорового образа жизни среди больных

12

Общая продолжительность самостоятельной работы слушателя – 36 ч

                                                    

                                             Методы оценки знаний.

     Для определения уровня знаний, умений и навыков слушателей, а также для контроля за ходом усвоения учебного материала будет проводиться итоговый контроль знаний с использованием современных методов измерения. Итоговый контроль: зачет в виде тестовых заданий и устного собеседования после каждого раздела.

   Текущий и/или рубежный контроль: наблюдение за работой слушателей в клинике, анализ клинических записей врача, тестирование и устный опрос, решение ситуационных задач. Критерии знаний на кафедре определяются оценками балльно-рейтинговой буквенной системы:

 

                                         Оценка знаний

     Буквенная система оценки учебных достижений слушателей, соответствующая цифровому эквиваленту

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Баллы

Оценка по традиционной системе

A

4

95-100

95-100

отлично

A-

3,67

90-94

90-94

B+

3,33

86-89

86-89

хорошо

B

3,0

80-85

80-85

B-

2,67

75-79

75-79

C+

2,33

70-74

70-74

удовлетворительно

C

2,0

65-69

65-69

C-

1,67

60-64

60-64

Д+

1,33

55-59

55-59

Д

1,0

50-54

50-54

F

0

0-49

0-49

неудовлетворительно

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Румянцев А.Г., Самочатова Е.В. Гематология/онкология детского возраста. -М.: Медпрактика, 2004. 791 с.
  2. Монахов Б.В., Кайдаров Б.К., Афонин Г.А.Современная оценка диагностики и лечения в онкологии, Алматы, 2010, 336.
  3. Ganta RR, Nasaka S, Gundeti S. Impact of Imatinib Adherence on the Cytogenetic Response in Pediatric Chronic Myeloid Leukemia ― Chronic Phase. Indian J Pediatr. 2016 Feb 3. [Epub ahead of print]
  4. Самочатова Е.В., Шелихова Л.Н., Белогурова М.Б. и др. Комбинированная химиоиммунотерапия больных неходжкинскими лимфомами из зрелых В-клеток возрастной группы до 18 лет: результаты многоцентрового исследования НХЛ 2004м с применением ритуксимаба и модифицированного протокола В-НХЛ ВФМ 90. Онкогематол. 2009;3:4−14
  5. Валиев Т.Т., Левашов А.С., Сенжапова Э.Р. Таргетные препараты в детской онкологии. Онкопедиатрия. 2016;3(1):8–15. Doi: 10.15690/onco.v3i1.1524)

             Дополнительная:

  1. Валиев Т.Т., Морозова О.В., Попа А.В. и соавт. Результаты лечения лимфомы Беркитта у детей. Гематология и трансфузиология. 2012;57(3, Прил.):34.
  2. Курильников А.Я. Мабтера — первые моноклональные антитела в терапии неходжкинских лимфом. Совр. онкол. 2002; 4(1):25–28.
  3. Giona F, Putti MC, Micalizzi C, et al. Long-term results of high-dose imatinib in children and adolescents with chronic myeloid leukaemia in chronic phase: the Italian experience. Br J Haematol. 2015;170(3):398−407.
  4. Plosker GL, Figgitt DP. Rituximab: a review of its use in non-Hodgkin’s lymphoma and chronic lymphocytic leukemia. 2003;63(8):803–843. 22.
  5. Луговская С.А., Почтарь М.Е., Тупицын Н.Н. Иммунофенотипирование в диагностике гемобластозов. М.: Триада. 2005. 165 с.
  6. Biondi A, Schrappe M, De Lorenzo P, et al. Imatinib after induction for treatment of children and adolescents with Philadelphia-chromosome-positive acute lymphoblastic leukaemia (EsPhALL): a randomised, open-label, intergroup study. Lancet Oncol. 2012;13(9):936–45.
  7. Иммунотерапия. Руководство для врачей под ред. академика РАН и РАМН Р.М. Хаитова, проф. Р.И. Атауллаханова. М.: ГОЭТАР-Медиа. 2012. 669 с.
  8. Омарова К.О., Мусатаева А.А., Душимова З.Д, Каражанова М.К «Иматиниб (Гливек) в лечении хронического миелолейкоза. Опыт применения». Сборник трудов конференции « проблемы развития высокоспециализированной медицинской помощи детям», г.Алматы, 2008г. с.170.
  9. Ю.Зарицкий, О И Фролова, К В Богданов, Е Г.Ломаиа, Т.В Быкова, И Ю Стюф, И Зарайский, Б В Афанасьев Молекулярно-биологические маркеры эффективности терапии РЬ\Ьсг-аЫ-позитивного хронического миелолейкоза// Материалы II Международного симпозиума «Биологические основы терапии онкогематологических заболеваний у детей» -2001.
  10. Валиев Т.Т., Барях Е.А., Зейналова П.А. и соавт. Оптимизация диагностики и лечения лимфомы Беркитта у детей, подростков и молодых взрослых. Клиническая онкогематология. Фундаментальные исследования и клиническая практика. 2014;7(2):175-183.

    Учебная и клиническая база: Отдел постдипломного образования располагается в НЦПДХ. Имеются лекционные залы, учебные комнаты, ассистентская, симуляционный кабинет. Отдел имеет 5 компьютеров, оборудованный класс мультимедийного обучения. В учебном процессе используются электронные варианты лекций с презентацией всех материалов в программе POWER POINT.

Клиническая база НЦПДХ: отделение кардиоревматологии, отделение функциональной диагностики, лучевой диагностики, клинико-диагностической лаборатории, в том числе: иммунологическая, молекулярно-генетическая, иммуногистохимическая, лаборатория гемостаза. Имеет высокотехнологическое оборудование для диагностики и лечения ревматологических больных, в том числе: компьютерный томограф, магнитно-резонансный томограф, ультразвуковые и эндоскопические аппараты последнего поколения, радиоизотопная лаборатория. Морфологическая лаборатория оснащена современным диагностическим оборудованием с применением таких методов исследования, как иммуногистохимия, электронный микроскоп и др.